пятница, 7 февраля 2014 г.

О вреде остановочных карманов - небольшое исследование.

В Новосибирске почти все остановки общественного транспорта имеют карманы для заезда автобусов. Они рекомендованы ГОСТами, и предназначены для безостановочного движения автотранспорта во время посадки-высадки пассажиров в остановившийся автобус. Если на какой-либо остановке карман отсутствует, то и власти, и общественники из ФАР считают это недоразумением, которое необходимо исправить. Например, один из представителей администрации Советского района в разговоре со мной сказал, что увеличивать количество общественного транспорта по Российской - Героев Труда нельзя, ибо там а двух остановках нет карманов и остановившиеся автобусы закупоривают движение.
Между тем, кто был в Европе или хотя бы в Турции, может заметить, что остановочных карманов там нет, но заторов из-за этого не наблюдается. Часто бывает наоборот - остановка выполнена в виде выступа в сторону проезжей части.

Остановочный выступ в Париже (Фото В. Злоказова):

Отказ от остановочных карманов в развитых странах мира произошёл по двум причинам.
Во-первых, карманы отъедают значительное пространство у газона, тротуара и велодорожки (если она есть), зачастую вынуждая пешеходов и велосипедистов лавировать между ожидающими автобус. Это особенно актуально для узких улиц старых городов, где каждый метр пространства очень ценен.
Во-вторых, автобус, заезжая в карман, вынужден маневрировать, теряя время. Выезд из кармана ещё более проблематичен, так как водителю необходимо убедиться, что ему уступают дорогу. Это провоцирует аварии, связанные с зажатием пассажиров дверьми и наездами на подскользнувшихся. Водитель не может одновременно контролировать и левое, и правое зеркало. Кстати, то, что люди на остановках подскальзываются, во многом вина остановочных карманов. Но об этом чуть ниже.

В мае 2013 я уже проводил короткое исследование касательно остановочных карманов. Сравнивались остановка "Поликлиника" (с карманом) и "Дом Учёных" (без кармана) на Морском проспекте. Получилось, карман увеличивает время остановки ОТ в 1,5 раза (18 секунд против 12). Но исследование было не вполне корректным, так как сравнивались остановки, разные по структуре пассажиропотока. Так на "Доме Учёных" высадка в разы выше посадки, поэтому водителям ОТ там нет стимула задерживаться, или пытаться обогнать конкурента. На "Поликлинике" ситуация обратная, там водители, зачастую, простаивали помногу секунд, собирая пассажиров. Это, разумеется, отразилось на среднем времени стоянки и исказило результаты.

6 февраля 2013 года я провёл повторное исследование. На этот раз были выбраны остановки, схожие по структуре пассажиропотока и прочим параметрам (пешеходный переход за остановкой, парковочные карманы после неё). Это остановки "Морской проспект" (в сторону Дома Учёных):

 ... и "Дом Учёных":

Результаты наблюдений можно посмотреть в таблице. Время наблюдений 10:30 - 11:30 (не час пик).
"Морской проспект""Дом Учёных"
Время наблюдений20 минут23 - 24 минуты*
Кол-во единиц ОТ:
всего1928
автобус БВ35
автобус СВ26
маршрутка1417
подъехало к платформе326
вышло/зашло пассажиров4373
общее время стоянки**04 мин. 14 сек.04 мин. 50 сек.
среднее время стоянки одной единицы ОТ 13,3 сек.10,4 сек.
среднее время посадки одного пассажира 5,9 сек.4 сек.
средняя посадка/высадка на единицу ОТ2,26 пасс./ОТ2,6 пасс./ОТ
Примечания:
* - планировалось 20 минут, но не услышал таймер, потому получилось несколько дольше.
** - время стоянки отсчитывалось с момента остановки ПС до момента уверенного начала движения с выездом в полосу. Небольшие перемещения внутри кармана за начало движения не считались.

Таким образом получаем, что несмотря на даже более интенсивную посадку-высадку (на 15%) на ост. "Дом Учёных", автобусы стояли на ней меньше в среднем почти на 3 секунды. К сожалению, не было возможности подсчитать пассажиров внутри ПС, но если предположить, что было по 8 пассажиров в маршрутках и по 12 в автобусах (напоминаю, что был не час пик, и у большинства маршрутов через одну остановку конечная), то отсутствие кармана за время наблюдений сэкономило 800 человеко-секунд (или 13 с небольшим человеко-минут). Если экстрополировать полученные данные на час, получаем экономию в 35 человеко-минут в час. В час пик, понятно, этот показатель в 2 - 3 раза выше. Но к цифрам мы потом ещё вернёмся, а пока ещё немного наблюдений.

Посадка/высадка при наличии кармана замедляется не только из-за того, что автобус вынужден маневрировать, но и потому, что он не может подъехать вплотную к остановке, и пассажиры вынуждены двигаться медленно и осторожно по укатанному до состояния катка снегу. Это прекрасно видно на фотографии.

Из-за этого регулярно случаются и ЧП. Вплотную к платформе способны подъехать только маршрутки, но и они чаще всего этого не делают, ибо водители не хотят терять время на лишние маневры.

Редкий случай - "Пежо Боксер" подъехал к платформе вплотную:

На "Доме Учёных" картина была прямо противоположная - к платформе подъезжали практически все (пара "Газелей" были исключением).

И даже тормозить по прямой автобусам было легче, снег укатан здесь заметно меньше (тоже для безопасности важный фактор):

"А как же водители автомобилей, которые встают за автобусами, если нет карманов? Они же тоже теряют время!" - возразят некоторые. За всё время наблюдений на "Доме Учёных" мне ни разу не приходилось наблюдать, чтобы кто-нибудь хоть на секунду задержался из-за остановившегося автобуса. Обычно водителей задерживали переходящие дорогу пешеходы, но ведь с необходимостью и справедливостью их пропуска все уже давно согласились.
Давайте оценим, сколько должно задержаться автомобилей, чтобы суммарные потери времени водителей съели экономию времени пассажиров ОТ при отсутствии карманов. Напомню, эту экономию мы оценили в 35 человеко-минут/час (2100 человеко-секунд/час). Если предположить, что каждый автомобиль из-за остановки автобуса задержится на 5 секунд и учесть коэффициент заполняемости 1,2 чел./авто, то получим, что должно задержаться 2100/5/1,2 = 350 автомобилей в час. Где-нибудь такое возможно?
Даже если взять дорогу с одной полосой в каждую сторону, на которой остановившийся автобус её полностью блокирует. В час пик автобус большой вместимости везёт 60 пассажиров, отсутствие карманов им экономит 60*3 = 180 человеко-секунд. Это аналогично остановившимся на 10 секунд 15 авто. Как показывает практика, такой ситуации быть не может, ибо все дороги в городе имеют перекрёстки со светофорами, а за один цикл светофора пропускается не более 10 - 12 автомобилей (напомню, речь идёт о немагистральной двухполосной улице). То есть даже если предположить, что автобус прошёл светофор первым, за ним может встроиться очередь не более 10 авто. Фактически обычно раза в 2 - 3 меньше. Например, на остановке "Аптека" на ул. Героев Труда ни разу не приходилось наблюдать очереди более, чем из 3 - 4 автомобилей.

Ост. "Аптека" на ул. Героев Труда. Одна полоса, кармана нет, но заторов из-за этого не образуется. Пропуск автомобилей лимитирует перекрёсток сзади.

И в заключение приведу ссылку на американское исследование, котором проанализировали результаты замены остановочных карманов на остановочные выступы в нескольких американских городах. Было установлено, отказ от остановочных карманов повысил скорость движения не только автобусов, но и всего остального автотранспорта! Будет ли так у нас, сказать однозначно нельзя, нужно эксперименты и статистика. Но то, что скорость движения общественного транспорта повысится, данное исследование доказало. Сейчас уже большинство поняли, что общественному транспорту должен предоставляться приоритет, поэтому пора нам отказываться от этого устаревшего решения.

P.S. При подготовке этого текста также использовалась статья Владимира Злоказова "Улица Большакова. Остановочные карманы".




1 комментарий:

  1. Отличный анализ, большое спасибо! Возникло острое желание провести подобное исследование в Томске!

    ОтветитьУдалить