воскресенье, 28 июня 2015 г.

Транспортно-пересадочный узел Сеятель: что же делать дальше?

С момента открытия нового вокзала на Сеятеле и публикации мой критической статьи, посвящённой этому событию, прошло несколько дней, поэтому можно подвести первые итоги будничной эксплуатации. Что изменилось за это время:
  1. Провалился тротуар возле парковки, сейчас этот участок огорожен лентой.
  2. Окончательно закрыли выходы в северном и южном концах станции, теперь единственный легальный вход и выход на перрон только через новый вокзал.
  3. Заезд общественного транспорта на ТПУ тихонечко отменили.
Теперь прокомментирую.

Первый пункт нисколько не удивил. У нас с глубоких советских времён иначе и не бывает. Думаю, в ближайшее время тротуар восстановят, поэтому по этому поводу особо и не переживаю.

А вот второй пункт гораздо серьёзней. Закрыв все выходы, кроме как через вокзал, удобства прохода на перрон снизили кардинально. Чтобы это было понятней, я нарисовал схему наиболее востребованных маршрутов пассажиров электрички (на примере электропоезда, следующего на юг, для электропоезда в Новосибирск картина будет немного другой, но не принципиально).
Слева - как было в день открытия вокзала, справа - как стало сейчас.

Как видим, путь в самом популярном направлении (на "Дом Быта") удлинился 70 - 230 метров (в зависимости от того, с какого вагона выходит пассажир). К этому добавилась задержка при прохождении турникетов и лестница на второй этаж (да, в здании вокзала есть лифт и он работает, но его тоже нужно ждать).
Помимо этого пропуск всех пассажиров "через одни ворота" неизбежно привёл к образованию толкучки и задержках, особенно при одновременных мощных встречных потоках (когда одни идут на электричку, другие с неё). Вот отзыв с местного форума:
Вчера уезжала в город на утренней электричке (в 8.00). Так вот, очень повезло, что у меня в запасе было 10 минут, так как произошла непредвиденная задержка: навстречу валила толпа с прибывшей электрички (идущей в обратном направлении, на Бердск). А там в коридоре вокзала есть такое место...сразу после лестницы...там всего 2 двери для прохода. Вот в эти самые двери и шла толпа "на выход", а люди, которым нужно было попасть на перрон, стояли в сторонке и ждали, когда же поток схлынет и они тоже смогут в эти двери пройти.

При таком подходе очень сомнительно выглядят заявления РЖД и "Экспресс-Пригорода", что новый вокзал приведёт к увеличению пассажиропотока на 434 пассажира в сутки. Скорее, как бы пассажиры не разбежались...
И добавлю, что помимо просто существенных неудобств, ещё и созданы благоприятные для террористов условия - толкучка в узком замкнутом помещении.

И, наконец, про подвозящий общественный транспорт. Как выяснилось из комментариев к предыдущей статье на различных ресурсах, многие считают, что заезд к вокзалу вообще не нужен. Основной аргумент: "Зачем, там от ближайших остановок 3 минуты ходьбы".
Ну во-первых, 3 минуты ходьбы - это разве что от самой ближней остановки и только до центрального входа в вокзал. Если считать расстояние от двери электрички до двери автобуса, то получается от 380 до 580 метров. Даже если исключить заведомо не оптимальные комбинации (типа от самого дальнего вагона до самой дальней остановки), всё равно 400 - 450 метров будут неизбежны для среднестатистического постоянного пассажира. А это 5 - 7 минут шагом, но никак не три!

Посмотрим на примеры подобных ТПУ из других стран.
Идеальная пересадка - это кроссплатформенная, когда от двери до двери нужно сделать 5 шагов, как например, сделано в бельгийской коммуне Де-Панне.
фото wikipedia.org

Понятно, что это не везде возможно сделать технически, но, как бы то ни было, везде стараются общественный транспорт максимально приблизить друг к другу.
Вот одна из станций электрички в Тель-Авиве. Остановка расположена прямо над железнодорожными путями, нужно только спуститься вниз по лестнице или в лифте.
фото из ЖЖ Аркадия Гершмана

А вот пример из Швейцарии, почти как Сеятель (с той разницей, что у нас железная дорога находится ниже привокзальной площадки, а там выше). Автобусы и трамваи останавливаются прямо напротив платформы, нужно только подняться наверх.
фото из ЖЖ А. Мостового.

И такое расположение не прихоть и "причуды богатых", а необходимое условие для функционирования транспортно-пересадочного узла - при регулярных поездках на работу/с работу у людей, зачастую, каждая минута на счету, им некогда устраивать пешие прогулки на 5 - 7 минут.

Тут, правда, следует уточнить, что интермодальная поездка в современных транспортных системах подразумевает не только удобную пересадку, но и единый билет, и согласованные расписания, и транспорт, соответствующий нагрузкам. У нас ничего этого не выполнено: маршрутки возят без каких-либо скидок, даже ЕТК не принимают, один "Боксер" явно не способен вывести пассажиров электрички, то есть подвоз в любом случае был имитацией бурной деятельности с самого начала, а значит существенной потери от его отмены не произошло. С этим соглашусь.

А что же всё-таки делать?


Пожалуй, хватит о недостатках (хотя о различных мелочах можно говорить ещё много). Пора сформировать список того, что можно и нужно исправить. Порядок в списке от самых простых и бюджетных (но не менее важных) и к более сложным и затратным.
  1. Открыть выходы на перрон в северном и южном концах станции (напротив пешеходного моста и у поста ЭЦ). Если "Экспресс-Пригород" так уж опасается зайцев, можно там поставить турникеты (а также лёгкие павильоны), но на время строительства выходы не перекрывать.
  2. Поставить скамейки и навесы на платформе (почему-то про них забыли).
  3. Сделать прямые пешеходные дорожки по главным пешеходным маршрутам. Достаточно просто замостить протоптанные тропинки, которые уже скоро сформируются. По хорошему, при пересечениях с проезжей частью нужно сделать пологие безбордюрные спуски, в идеале - поднять проезжую часть до уровня тротуара (последнее для нас пока что-то из области фантастики).
  4. Сделать нормальную навигацию на станции, и не просто указатели (хотя последние тоже нужны). но и полноценные схемы (хорошие примеры можно посмотреть здесь или здесь).
  5. Организовать подвоз общественным транспортом к ТПУ. Как первоначальный и наиболее простой вариант, можно завернуть к станции все маршруты, следующие по Героев Труда, но, но не всех рейсов, а по определённому графику, согласованному с электричками (к непиковым рейсам - маршрутки, к пиковым - автобусы).
  6. Продолжать работы над обоснованием, а затем проектированием и строительством ТПУ на о.п. Нижняя Ельцовка и Обское море для лучшей привязки к электричкам микрорайонов Нижняя Ельцовка и Верхняя Зона.
И обращаю внимание, пункты 1 - 4 не нуждаются ни в крупных финансовых затратах, и не требуют никаких серьёзных межведомственных согласований, нужно только желание сделать лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий