среда, 10 июня 2015 г.

Железнодорожное: короткий визит в Черепаново.


В воскресенье мы с сыном собрались и съездили в Черепаново. Просто надоело ходить всё время на Сеятель, и решили скататься чуть подальше, посмотреть на переменку и смену локомотивов. Кто не знает, на Алтайском отделении используется переменный ток 25 кВ 50 Гц, а на остальной Западно-Сибирской дороге - постоянный 3 кВ, а Черепаново - одна из станций их стыкования (всего на ЗСЖД их четыре, а в целом по РЖД несколько десятков).

Фото по дороге - станция Посевная.

РЖД-стайл десятилетней давности. А до этого вокзал был таким (фото Познякова А.):

А вот уже подъезжаем к Черепаново - тупик для отстоя переменников. Там стояло несколько ВЛ80С и пара ЭП1.

С другой стороны - постоянники ВЛ10, "Синары" и один ЭП2К.

В Черепаново сохранился вокзал дореволюционной постройки, при этом он избежал реконструкции в современном стиле, что радует.

Территория перед вокзалом очень симпатична и неплохо благоустроена, есть большие ели, три фонтана, скамейки в тени (последних всё же маловато).


Несколько лет назад перед центральным входов в вокзал установили необычный памятник под названием "Гимн железной дороге".

Авторство можно прочитать на табличке - скульптор Е. Биллей.

А вот старый туалет постройки 1915 года реконструировали так, что от первоначального облика ничего не осталось. Смысл был при этом сохранять дату постройки...

Раньше в Черепаново было паровозное депо, от него остались водонапорные башни и один из цехов.


Сейчас там нет даже ПТОЛа (пункта технического обслуживания локомотивов), в нём просто нет смысла, в обе стороны до депо всего 100 километров. Если бы не стыкование токов, то и локомотивы тут не меняли бы, большинство поездов проходило бы станцию без остановки. Вообще, станция стыкования на столь коротких плечах в обе стороны очень сильно снижает эффективность железнодорожных перевозок (локомотивы вынуждены больше простаивать, чем ехать), по-хорошему. это тот случай, когда нужно переходить на двухсистемные электровозы.

Но пока двухсистемников на Западно-Сибирской дороге нет, поэтому операция по смене локомотивов тут обязательна. Скоро как раз ожидается пассажирский поезд Томск - Лениногорск со стороны Новосибирска. Ждём.

Из пункта отстоя под грузовой состав на юг проезжает переменотоковый грузовой электровоз ВЛ80С.

Для сравнения, приведу фото постояннотокового аналога - ВЛ10.

Как видим, отличить их можно по крышевому оборудованию (на переменниках гораздо более мощные изоляторы, а пантограф, наоборот, более "лёгкий" - всё же напряжение почти на порядок выше, а ток, соответственно, примерно на столько же ниже). Также на бортах переменников имеются мощные форкамеры для вентиляторов охлаждения внутрикузовного оборудования. Ещё одно из отличий - расположение буферных фонарей - у переменников они заметно выше. Почему так сделано, порой возникают дискуссии на профильных форумах любителей железной дороги, есть несколько версий, но точно не знает никто. Надо отметить, это различие характерно для всех локомотивов эпохи 60-х и 70-х (переменники ВЛ60 и ВЛ80, постоянники ВЛ10 и ВЛ11), но исчезло в 80-х с появлением ВЛ85 и ВЛ15, позже ВЛ65 и ЭП1 (дизайн передка этих локомотивов идентичен независимо от рода тока).

Снова объявили локомотив на проход - это оказался пассажирский ЭП1.

А потом ещё один - этот ЭП1 как раз пойдёт под пассажирский поезд.

Зачем объявили прибытие пассажирского поезда. Егор сразу навострился и потянул на перрон: - "Пошли смотреть!" Кроме нас встречать поезд вышла местная торговка всякой снедью. Длительная стоянка поездов - хорошее подспорье для некоторых.
А вот и поезд.


Первый вагон был новеньким, но уже немножко уколхозенным самостоятельной подкраской и врезанным механическим замком. Видимо, на электронику проводники не шибко надеются.

Двери открылись - и пассажиры вышли на перрон. Как всегда, народ стал собираться на шоу "Смена локомотивов".

Посмотрим на юг. На главном пути стоит ЭП1, который должен заменить ЭП2К. Правее него, в тупике - электричка ЭД4М-0417 из Новосибирска, туда временно отъедет ЭП2К. Контактная сеть на станции стыкования поделена на участки, на которые подаётся по мере необходимости то постоянный, то переменный ток.

Расцепка: сцепщик разделяет рукава тормозной воздушной магистрали, провод ЭПТ (электропневматического торможения), замок автосцепки.

Всё готово, электровоз, громко взвыв вентиляторами, отходит.


Короткая визуальная проверка исправности автосцепки и рукава тормозной магистрали.

ЭП2К уехал в тупик, участок переключают на переменный ток. И вот уже ЭП1 заходит под состав.

Тихонечко подкатывается и сцепляется с вагоном, после чего с характерным громким хлопком воздушного выключателя электровоз обесточивается - требование техники безопасности.

Обратное соединение тормозных рукавов и ЭПТ.

Затем электровоз "заводится", делается проверка тормозов, и поезд готов к отправлению.
Только сначала нужно пропустить прибывающую из Барнаула электричку ЭД9Э-0036.

Всё, поезд ушёл.

До отправления нашей электрички на Новосибирск было ещё 20 минут, мы решили посмотреть на новую и пока единственную на ЗСЖД электричку серии ЭД9Э

В целом салон внутри аналогичен новосибирской ЭД4М-0417.


Но есть и отличия - в первом тамбуре головного вагона имеются подъёмники для инвалидов-колясочников.

В отличие от "Ласточки", подъёмник расположен под полом, обычный выход из этого тамбура из-за него невозможен, поэтому уже прилепили соответствующую табличку.

Также в электропоезде туалет увеличенного размера, приспособленный для использования инвалидами (был закрыт), а возле него есть площадка с откидными сиденьями.

В целом, в сравнении с современными электропоездами (той же "Ласточкой") качество исполнения, мягко говоря, неважное - нет ни удобных поручней, ни каких-либо других креплений, инвалиду-колясочнику самостоятельно трудно даже будет открыть дверь, а уж воспользоваться туалетом вообще практически нереально.

И немного фотографий снаружи.

Тамбур в головном вагоне, внизу бак биотуалета, вверху кондиционер.

Радиатор охлаждения трансформатора и выпрямителя под моторным вагоном. Вентилятора в нём нет, масло охлаждается набегающим потоком воздуха.

Сглаживающие реакторы в ЭД9Э вынесли на крышу. Похоже, данный тип первоначально разрабатывался и использовался для чего-то в ВПК - цвет на это как бы намекает :)
(фото Игоря Ломакина)

Новый компрессор под прицепными вагонами. Надо отметить, довольно тихий, внутри практически не слышно.

Ну а затем на перрон наконец-то подали нашу электричку и мы поехали домой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий